Новгородские академии Историко-просветительский онлайн-проект
Учителя

«И чтоб с того времени впредь никто неимуществом учителей от онаго учения не отговаривался…».

В архиерейской школе в Новгороде с самого начала были созданы два класса – «славянский» и «греческий». В славянском классе обучением руководил переводчик Федор Герасимов (Полетаев), московский ученик Лихудов. Курс наук в нем заключался в изучении церковнославянского языка. После изучения церковнославянского чтения и письма переходили к более глубокому изучению церковнославянской грамматики по учебнику Мелетия Смотрицкого.

В греческом классе преподавали сами Лихуды, возглавлявшие школу в течение десяти лет (1706–1716): Софроний уехал в декабре 1708 г.; Иоанникий – в 1716 г. Лихуды преподавали в Новгороде дисциплины тривиума; учебный план их школы включал грамматику, пиитику, риторику и логику. Первым этапом в обучении было изучение элементарной греческой грамматики, т. е. системы греческого чтения и письма. Грамматика преподавалась Лихудами по той же программе, что и в Москве. Освоившие грамматику приступали к изучению риторики. Завершающим этапом обучения, очевидно, была пиитика.

После возвращения Лихудов в Москву в школе преподавали их московские и новгородские ученики. С 1716 г. школой руководил иеромонах Иов, приехавший в Новгород в 1713 г. В сентябре 1716 г. он приступил к обучению «еллинския пиитики» учеников, изучивших под руководством Иоанникия Лихуда грамматику и риторику. Однако, по старости Иов плохо исполнял свои обязанности. Вскоре он был оставлен в Новгородской школе только для преподавания пиитики и философии. Обучение греческому языку поручалось Федору Максимову «с клевретами». В 1723 г. архиепископ Феодосий (Яновский) назначил учителем греческой школы грека архимандрита Филимона, который преподавал в школе до начала 30-х гг. XVIII в. Иподиакон Федор Максимов и певчий Варфоломей Федоров преподавали в школе грамматику церковнославянского языка и начальный (рудиментарный) курс. Первыми преподавателями латинского класса в 1724–1726 гг. были иеромонах Георгий и студент Павел Горошковский.

Штат Новгородской духовной семинарии насчитывал двенадцать преподавателей. Первый состав преподавателей, утвержденный архиепископом Амвросием (Юшкевичем), был следующим: иеромонах Наркис учил «Слову Божию» и был экзаменатором ставленников; иеромонах Иннокентий (Одровонж-Мигалевич) был назначен префектом и учителем школы синтаксимы; иеромонах Антоний (Пашкевич) – учителем грамматики; Василий Кудромонтовский – учителем инфимы; Иван Никифоров – учителем фары. Большинство преподавателей были иноческого чина. Первые учителя семинарии, приглашенные архиепископом Амвросием, были, в основном, выпускниками Киево-Могилянской академии. Среди них были: Иннокентий (Одровонж-Мигалевич), Дамаскин (Аскаронский), Иосиф (Ямницкий), Иоасаф (Миткевич), Парфений (Сопковский) и др.

Учителя семинарии менялись очень часто. Их продвижение по служебной лестнице происходило по назначению владыки. Обычно учителя из низших школ переходили в высшие, доходя нередко до должности ректора. В высших классах – философии и богословия – преподавали соответственно префект и ректор семинарии. Большинство ректоров XVIII столетия, после завершения службы в семинарии, были хиротонисаны в епископов: Дамаскин (Аскаронский) – Костромского, Иоасаф (Миткевич) – Белгородского, Парфений (Сопковский) – Смоленского, Симон (Лагов) – Рязанского, Лаврентий (Баранович) – Вятского, Феофил (Раев) – Тамбовского, Вениамин (Багрянский) – Иркутского.

В первые десятилетия существования семинарии нередки были случаи, когда семинаристы, еще не закончившие курс обучения, становились преподавателями низших классов. Так, по данным ведомости 1753 г., в школе богословия преподавал ректор семинарии Иоасаф (Миткевич); в школе философии – префект Парфений (Сопковский); в школе риторики – иеромонах Иерофей (Кримянский); в школе пиитики – Василий Бузановский; в школе грамматики – Михаил Оштинский; в инфиме – Андроник Акацкий; в фаре – Иван Оранский. Таким образом, в грамматических школах преподавали новгородские семинаристы. В 1754 г., по указу Св. Синода, ректор Иоасаф был уволен от преподавания богословия, но оставлен в должности ректора. Школу богословия возглавил Парфений (Сопковский); школу философии – Иерофей (Кримянский); школу риторики – Василий Бузановский; школу пиитики – Стефан Лаговский; синтаксимы – Михаил Оштинский; грамматику – Андроник Акацкий; инфиму – Иван Оранский; фару – Иван Тимофеев; греческую школу – Тимофей Соколовский. Последние пятеро – выпускники семинарии.

В XIX столетии, после реформы духовного образования, определение учителей в семинарию было строго регламентировано. В уставе духовных семинарий 1814 г. было сказано, что «профессоры в семинарию принимаются на вакансии не иначе, как по самому точному рассмотрению знания их и способности». Кандидаты на учительскую должность должны были иметь законченное академическое образование, иметь докторское или магистерское звание. Учителями в семинарии могли быть и светские ученые, но при выборе нескольких кандидатов предпочтение отдавалось лицам духовного звания. Выбор кандидата на учительскую должность осуществляло правление семинарии, а утверждал епархиальный архиерей.

В XIX столетии в семинариях был введен шестилетний курс обучения, разделенный на три двухгодичных отделения, которые по-старинному именовались риторическим, философским и богословским. В семинариях преподавали словесность, гражданскую историю, географию, математику, физику, философию, а из богословских дисциплин – Священное Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю с археологией, древние и новые языки.

Документов не найдено!