Ученики
«…Определить и набрать учеников в ту семинарию до 200 человек, выбирая способнейших к наукам».
В штате Новгородской духовной семинарии было указано общее число семинаристов – 200 человек. Несмотря на это, первыми учениками семинарии стали 271 ученик Новгородской архиерейской школы, которые по уровню своих знаний латинского языка были распределены между четырьмя школами: фары, инфимы, грамматики и синтаксимы. По своему социальному составу первые семинаристы были преимущественно детьми церковнослужителей: попов, дьячков, пономарей, диаконов. Всего лишь одиннадцать семинаристов были детьми «разночинцев».
Для духовенства Новгородской епархии обучение детей в семинарии было обязательным. Духовенство обязывали представить сведения о своих детях в возрасте от 10 до 15 лет, которые должны были учиться в семинарии. Отказ от учебы в семинарии и сокрытие данных о своем ребенке влекли за собой строгое наказание: штраф, отлучение от церковной должности и лишение детей наследства отца. Набор новых учеников в семинарию осуществлялся в течение всего учебного года. В зависимости от уровня подготовки вновь принятые ученики могли поступать в разные школы. Требования к поступающим были достаточно высокими: они должны были уметь читать, писать, знать богослужебные книги. Если же в результате вступительных испытаний кандидат в семинаристы не соответствовал этим требованиям, его отправляли в родительский дом для «доучения» в течение одного года. После этого родители «под страхом беспощадного штрафования» должны были вновь представить своих детей для поступления. В Новгороде в Белониколаевском монастыре была организована русская школа, в которой кандидаты в семинарию проходили курс начального обучения, закончив который успешно, могли поступить в семинарию.
До 1747 г. семинария сама вела списки учеников, которые могли поступить в семинарию по своим «летам». Списки эти составлялись в духовных правлениях и высылались в семинарию. Доставкой в семинарию по этим спискам детей заведовали духовные правления, отправляя по приходам своего уезда заказчиков и приставов, которые собирали детей и представляли их в правления, а те, в свою очередь, со сторожами отправляли их в семинарию. Сроки посылки детей были жестко регламентированы. Священнослужители, укрывавшие своих детей от обучения в семинарии, подвергались ежемесячному штрафу: «… с протопопов по 2 рубля, с попов по 1 рублю и 50 копеек, с дьяконов по 1 рублю, с дьячков и пономарей по 50 копеек с человека». В 1747 г. все дела по определению учеников в семинарию переходят в ведение духовной консистории. В духовных правления по-прежнему составлялись реестры детей, которые проверялись в консистории. В консистории будущие семинаристы проходили испытания. В реестрах делались соответствующие отметки: «писать обучается», «псалтирь стверживает», «псалтирь обучает», «обучается писать, токмо имеет болезнь каменную».
В семинарии обучались разновозрастные семинаристы, хотя по штату Новгородской семинарии говорилось: «определить и набрать учеников от 10 до 12 лет». Их возраст варьировался от 9 до 22 лет. Преимущественно в семинарии учились ученики среднего возраста от 14 до 17 лет. Например, в 1740 г. в школе синтаксиме самому младшему семинаристу было 10 лет, самому старшему – 21 год.
Проверка знаний семинаристов проводилась «по третям года» и в конце его, когда устраивался «единожды главный и публичный экзамен и смотр». Переход из низших школ в высшие совершался обычно в июле, а в сентябре происходило отчисление семинаристов, «неудобных к наукам». Об успеваемости учащихся можно судить по «Ведомостям Новгородского архиерейского дому семинарии о учениках…». Так, после первого года обучения в школе синтаксимы из 32 учеников один получил неудовлетворительную оценку, 10 семинаристов – оценку «понятен», 16 – «средствен», 3 – «добр» и 2 – «изряден». В школе грамматики из 89 семинаристов всего 9 получили неудовлетворительную оценку («непонятен», «к понятию и учению туп», «ленив»), 78 учеников получили оценку «добр», «понятен», «изряден», «средствен». В школе инфимы училось 67 человек, из которых неудовлетворительные познания показали 15, а 50 получили оценки «средствен», «добр», «понятен», «преизряден», «прилежен», «постоянен». В школе фары из 83 семинаристов неудовлетворительные оценки получили 25 семинаристов, 56 учащихся были оценены: «изряден», «средствен», «годен», «добр», «преизряден», «понятен». Лишь три семинариста не были аттестованы: один был «отпущен за нерачением и леностью к учению с пашепортом в дом свой», другой бежал, третий умер.
Об уровне преподавания в семинарии свидетельствует высокое качество знаний ее учащихся, ряд которых в 1748 г. счел необходимым отобрать для обучения в академическом университете в Санкт-Петербурге В. К. Тредиаковский. Среди них Михаил Софронов, Игнатий Терентьев, Филипп Яремский, Иосиф Полидорский, Георгий Павинский, Назар Герасимов, Иван Братковский и др. Большинство из новгородских семинаристов проявило способности к языкам и математике. И. Терентьев и Н. Герасимов стали преподавателями академической гимназии. И. Е. Братковский, И. Д. Полидорский, Г. А. Павинский служили в Географическом департаменте. М. Софронов написал диссертацию «О спрямлении дуг эллипса», которая, заслужив одобрения Леонарда Эйлера, принесла автору должность адъюнкта Академии наук по математике.
В 1765 г. Екатерина II велела отправить десять семинаристов, окончивших курс риторики, в Англию для обучения в университетах с целью подготовки профессоров для богословского факультета, который планировалось открыть в Московском университете. Из Новгородской духовной семинарии были отобраны: учитель класса пиитики Мина Исаев и два семинариста – Егор Андреевский и Василий Антонский. Отъезд состоялся в июне 1766 г., но не в Англию, а в Геттинген, Лейден и Мангейм. Егор Андреевский после семилетнего обучения в Геттингене вернулся магистром словесности и был назначен учителем философии в родной семинарии. Василий Антонский стал учителем греческого языка в Московской академии. Мина Исаев защитил в Лейдене диссертацию по медицине.
Единицы семинаристов сделали научную карьеру. Большинство из них было «уволены для приискивания к произведению на праздное место в церковничекий чин», причем это могло произойти задолго до окончания полного семинарского курса.
Материальное обеспечение семинаристов было регламентировано ее штатом. Часть учеников, поступавших в семинарию, учились не на казенном коште, а за счет своих родителей, что было для них тяжелым бременем. Это, наряду с «неудобством к наукам», было причиной массовых побегов семинаристов. В 1754 г. семинарское начальство запретило набор учеников в низший класс – фару, а специально для нее «сыскать каким наивозможным способом бежавших из семинарии учеников». По сведениям поданным в этом году Св. Синод в семинарии в бегах числилось 94 человека. Бежавшие ученики разыскивались, подвергались наказаниям и возвращались в семинарию для дальнейшего обучения.