Указ Св. Синода архиепископу Псковскому и Рижскому Иннокентию об объединении Новгородской и Санкт-Петербургской семинарий и создании в Александро-Невском монастыре Главной семинарии
27 июля 1788 г. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 54. Л.…
«… велено поповских и дьяконских и причетнических детей … взять в школы и учить к надежде лучшаго священства как духовным регламентом определено».
Становление системы среднего и высшего образования в России началось только в XVII столетии и было связано с деятельностью греческих иеромонахов братьев Иоанникия (1633–1717) и Софрония (1652–1730) Лихудов. Созданные ими учебные заведения в Москве и Новгороде заложили в России основы школьной системы, организованной по европейскому образцу, и подготовили первое поколение отечественных ученых.
Памятник Лихудам — дар правительства Греции Москве.
Авторы: скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Виктор Пасенко
Учебные заведения, созданные по инициативе духовной власти, оставались на первых порах всесословными. Первые попытки ввести обязательное школьное обучение для детей духовенства мы находим в указах Петра I, изданных в 1708 и 1710 гг. В них сказано, «… чтоб поповым, диаконовым, пономаревым, диачковым, сторожевым, просвирницыным детям учится в греческой и латинской школах, а которые в тех школах учится не похотят и их в попы и диаконы на отцовы места и никуды не посвящать, и в подьячие и ни в какие чины опричь салдатскаго чина не принимать». Окончательно положение об обязательном обучении детей духовенства было закреплено в «Духовном регламенте», изданном в 1721 г. Этот документ обязывал епископов открывать в своих епархиях школы для обучения детей.
К этому времени Новгородская архиерейская школа, созданная в 1706 г. по инициативе митрополита Иова (1697–1716), уже успела зарекомендовать себя как важный центр изучения грамматики церковнославянского и греческого языков. Поэтому, когда после открытия 1 октября 1715 г. по именному указу Петра I в Петербурге Морской академии, выяснилось, что большинство молодых дворян, определенных для обучения в ней, оказались неграмотными, то их стали направлять в Новгородскую школу. Первая группа дворянских недорослей в количестве 21 человека прибыла в Новгород из Петербургской, Казанской, Киевской и Московской губерний в ноябре 1715 г.
Школа помещалась в здании, которое было построено в 1670 г. в Новгородском кремле. В память о деятельности греческих иеромонахов этот корпус стал называться Лихудовым. В школе с самого начала были созданы два класса – «славянский» и «греческий». В 1724 г. в Новгородской архиерейской школе был открыт латинский класс, в котором на протяжении двух лет преподавали грамматику латинского языка. Возобновлено преподавание латинского языка в Новгороде было только в 1737/38 учебном году.
При архиепископе Феодосии (Яновском) в разных местах Новгородской епархии были открыты партикулярные школы: две школы в Новгороде – Знаменская и Розважская, по одной в Бежецке, Валдае, Великих Луках, Каргополе, Олонце, Старой Руссе, Тихвине, Торжке, Устюжне и на Петровских заводах. Открытие этой сети школ давало возможность детям духовенства Новгородской епархии учиться в непосредственной близости от родительского дома. Учителями в партикулярные школы были посланы ученики Лихудов, учившиеся у них в Новгороде. В партикулярных школах «преподаваемо было словесное и письменное правильное учение, то есть букварь, в котором содержится азбука, законное десятословие, молитва Господня, Символ веры и десять блаженств Евангельских с толкованием, по нем часослов, псалтырь и писать. И по приятии онаго учения дети из школы свободны были к возвращению мест своих. А иные по желанию своему приходили до грекославенския школы ко обучению грамматики и протчих наук».
В конце 1723 г. архиепископ Феодосий выступил в Св. Синоде с инициативой обязательного изучения для детей духовенства грамматики церковнославянского языка. В первой половине 20-х гг. XVIII в. дети духовенства могли получить образование как по старинке – в домах своих отцов, так в школах. При этом не обязательно было изучение грамматики, достаточно было начального (рудиментарного) обучения, в курс которого входили заповеди, Часослов, Псалтырь и букварь. 13 ноября 1723 г. был издан указ Св. Синода о присылке в Новгород для изучения «грамматики и прочих к познанию Священного Писания приличных наук» учеников из других епархий. Так, Новгородская архиерейская школа стала центром по подготовке учителей из других епархий России. За два года в ней обучился 21 человек из Великоустюжской, Воронежской, Коломенской, Ростовской, Рязанской, Суздальской и Тверской епархий.
Ситуация изменилась при архиепископе Феофане (Прокоповиче) (1725–1736). Новгородский владыка закрыл созданную в епархии систему партикулярных школ. Отчислил из школы подкидышей и детей разночинцев, оставив возможность учиться только детям духовенства. Именно в это время Новгородская архиерейская школа из всесословной начинает превращаться в сословную.
7 сентября 1737 г. был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об открытии в епархиях духовных школ с семинарским курсом обучения: с изучением латинского языка, риторики и других высших наук. Организация семинарий сопровождалась активной деятельностью комиссий по разбору духовенства. В результате этой деятельности в 1738 г. в Новгородской архиерейской школе числилось уже более 400 учеников. Именно они и стали первыми семинаристами, после открытия в 1740 г. Новгородской духовной семинарии.
Основатель Новгородской духовной семинарии архиепископ Новгородский и Великолукский Амвросий (Юшкевич) (1740–1745), окончивший Киево-Могилянскую академию, планировал создать в Новгороде точный слепок своей alma mater. Указом императрицы Анны Иоанновны от 24 мая 1740 г. был утвержден «Штат о содержании Новгородского Архиерейского Дома», в котором содержится особый раздел «О семинарии». Документ гласит: «…определяется ныне при Новгородском Архиерейском доме Семинария для обучения Латинского, Еллино-Греческого, и аще возможно, и Еврейского языков, начав от Грамматики даже до Риторики, Философии и Теологии…». Указом от 30 октября 1740 г. преосвященный Амвросий определил открыть семинарию в ближайшем к Новгороду Антониевом монастыре. На содержание ее штатного оклада было ассигновано 7859 рублей 37 копеек в год, что намного превосходило денежное содержание других семинарий.
Согласно штату в семинарии предполагалось открытие трех классов, разделенных на двенадцать школ. В первом, низшем классе было четыре школы – Аналогии, Инфимы, Грамматики и Синтаксимы, с общим количеством студентов 120 человек. Кроме обучения латыни семинаристов в этом классе должны были обучать арифметике и части геометрии, а неспособных к латинскому языку – в рисовальной школе иконописному и живописному художеству. Во втором классе, разделенном на две школы – Пиитики и Риторики, обучалось 50 человек. Учащиеся этого класса должны были также изучать церковную историю. В третьем, высшем классе, насчитывавшем 30 человек, были открыты школы Философии и Богословия, а также Греческого и Еврейского языков.
В 1788 г. высшие классы Новгородской семинарии по инициативе митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) (1775–1800) были на одиннадцать лет переведены в Санкт-Петербург, чтобы поднять уровень другого учебного заведения – Александро-Невской семинарии, преобразованной вскоре после этого в Петербургскую духовную академию. Ее первым ректором стал выпускник Новгородской семинарии, будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский). В 1799 г. по указу императора Павла I архиепископом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским был назначен Амвросий (Подобедов), а Гавриил остался лишь в сане архиепископа Новгородского. В 1801 г. Амвросий стал митрополитом Новгородским и Олонецким. При нем Новгородская духовная семинария была восстановлена в прежнем составе: вслед за классами риторики и философии в 1801 г. открылся класс богословия. Появились также немецкий, французский, исторический, географический, математический и медицинский классы.
По инициативе императора Александра I в 1807 г. был создан Комитет по усовершенствованию духовных училищ. В 1808 г. Комитет завершил составление плана кардинальной перестройки духовной школы. Главная мысль проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. Высшими духовными учебными заведениями становились академии, средними – семинарии, а низшими – духовные училища. Вводились учебные округа во главе с академиями. Завершением реформы стало издание в 1814 г. высочайше утвержденных уставов духовных академий и семинарий.
На протяжении XIX столетия духовные учебные заведения России еще не раз подвергались реформированию. В 1840 г. по инициативе обер-прокурора Св. Синода Н. А. Протасова был поставлен вопрос о пересмотре уставов духовных учебных заведений 1814 г. Протасов хотел понизить образовательно-культурный уровень духовных школ, сделав его более практическим. Из учебных планов семинарий был удален ряд общеобразовательных предметов, включая философию, их место заняли основы медицины и сельское хозяйство. В 1867 г. в царствование Александра II был создан Учебный комитет при Св. Синоде, который разработал новые уставы академий, семинарий и духовных училищ. Эти уставы предусматривали новое устройство управления духовными школами, сосредоточенное теперь в Учебном комитете. Упразднялись академические учебные округа, и академии освобождались от управления семинариями. Внутреннее устройство духовных школ строилось на началах широкой коллегиальности и самоуправления, вводились семинарские правления, состоящие из преподавателей и представителей местного духовенства. В духовные учебные заведения принимались лица всех сословий, а для выпускников не было ограничений при выборе дальнейшего образования – духовного или светского. Реформа духовного образования 1884 г. наоборот носила консервативный характер. Во всех духовных школах была усилена власть архиереев и ректоров. В семинариях совершенно отменялось выборное начало. Богословские предметы распределялись по всем классам. Сокращалось количество часов на преподавание математики, философии, педагогики, классических и новых языков. На протяжении всего XIX и начала ХХ в. Новгородская духовная семинария имела мало принципиальных отличий от других семинарий России.
Февраль 1917 г. положил начало коренному изменению во взаимоотношениях Церкви и государства. Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия в школах и передало церковно-приходские школы в ведение Министерства народного просвещения. Так был сделан первый шаг к внеконфессиональному государству. Приход советской власти означал коренную ломку всей национальной жизни России, включая сложившуюся в стране систему образования. 11 декабря 1917 г. вышло постановление Совнаркома «О передаче всех учебных заведений из духовного ведомства в ведение Наркомпроса». Законодательную деятельность новой власти в области просвещения завершила выработка концепции единой трудовой общеобразовательной школы политехнического типа.
Важнейшим документом, формулировавшим политику советской власти по отношению к религиозным объединениям, был декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» («Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»), опубликованный 23 января (5 февраля) 1918 г. В декрете последовательно проводился принцип секуляризации государственной деятельности: акты гражданского состояния отныне велись только гражданской властью; школа отделялась от Церкви; прекращалось субсидирование религиозных организаций государством. Декретом запрещалось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Первым практическим результатом действия декрета было закрытие в 1918 г. духовных учебных заведений.
Не обошли эти нововведения и Новгородскую епархию. В письме Новгородского губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 3 июня 1918 г. за №2753 на имя епископа Тихвинского Алексия, викария Новгородской епархии, говорилось: «Президиум доводит до Вашего сведения, что здания бывшей Новгородской Духовной Семинарии и бывшего Новгородского Духовного Училища передаются в ведение Отдела Народного Образования при Губернском Исполнительном Комитете для размещения в первом учительского института и во втором — высшего начального училища».
27 июля 1918 г. на заседании большой коллегии губернского отдела народного образования было принято решение: «Духовное училище реорганизовать в светскую школу 2-й ступени. В Духовную семинарию приема в этом году не производить. Предоставить учащимся семинарии возможность беспрепятственного перехода в соответствующие классы светских учебных заведений. Для тех учеников, которые не могут перейти в другие учебные заведения, сорганизовать общеобразовательную школу 3-й ступени».
30 сентября 1918 г. губернский отдел народного образования постановил: «… закрыть с 1 октября текущего года б. Духовную семинарию и Духовное училище… учащихся означенных учебных заведений перевести в соответствующие классы учебных заведений г. Новгорода и губернии. Преподавателей Духовной Семинарии и училища, назначенных Отделом, считать первыми кандидатами на вакантные должности в учебных заведениях г. Новгорода и губернии, соответственно их специальностям».
С 1 октября 1919 г. в стенах бывшей семинарии открылся Новгородский институт народного образования.
27 июля 1788 г. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 54. Л.…
6 мая 1788 г.РГИА. Ф. 796. Оп. 69. Д. 282. Л. 2.
21 июля 1788 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 69. Д. 282. Л.…
29 сентября 1750 г. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 732. Л.…
ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 203-203 об.
ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 201-202 об.
5 сентября 1744 г. НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 225-226 об.
31 августа 1744 г. ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 217-217 об.