Уведомление Правления Новгородской духовной семинарии протоиерею Софийского собора Василию Орнатскому о получении денег на сверхштатные нужды семинарии
16.01.1877 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/2935 Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр.…
«… велено поповских и дьяконских и причетнических детей … взять в школы и учить к надежде лучшаго священства как духовным регламентом определено».
Становление системы среднего и высшего образования в России началось только в XVII столетии и было связано с деятельностью греческих иеромонахов братьев Иоанникия (1633–1717) и Софрония (1652–1730) Лихудов. Созданные ими учебные заведения в Москве и Новгороде заложили в России основы школьной системы, организованной по европейскому образцу, и подготовили первое поколение отечественных ученых.
Памятник Лихудам — дар правительства Греции Москве.
Авторы: скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Виктор Пасенко
Учебные заведения, созданные по инициативе духовной власти, оставались на первых порах всесословными. Первые попытки ввести обязательное школьное обучение для детей духовенства мы находим в указах Петра I, изданных в 1708 и 1710 гг. В них сказано, «… чтоб поповым, диаконовым, пономаревым, диачковым, сторожевым, просвирницыным детям учится в греческой и латинской школах, а которые в тех школах учится не похотят и их в попы и диаконы на отцовы места и никуды не посвящать, и в подьячие и ни в какие чины опричь салдатскаго чина не принимать». Окончательно положение об обязательном обучении детей духовенства было закреплено в «Духовном регламенте», изданном в 1721 г. Этот документ обязывал епископов открывать в своих епархиях школы для обучения детей.
К этому времени Новгородская архиерейская школа, созданная в 1706 г. по инициативе митрополита Иова (1697–1716), уже успела зарекомендовать себя как важный центр изучения грамматики церковнославянского и греческого языков. Поэтому, когда после открытия 1 октября 1715 г. по именному указу Петра I в Петербурге Морской академии, выяснилось, что большинство молодых дворян, определенных для обучения в ней, оказались неграмотными, то их стали направлять в Новгородскую школу. Первая группа дворянских недорослей в количестве 21 человека прибыла в Новгород из Петербургской, Казанской, Киевской и Московской губерний в ноябре 1715 г.
Школа помещалась в здании, которое было построено в 1670 г. в Новгородском кремле. В память о деятельности греческих иеромонахов этот корпус стал называться Лихудовым. В школе с самого начала были созданы два класса – «славянский» и «греческий». В 1724 г. в Новгородской архиерейской школе был открыт латинский класс, в котором на протяжении двух лет преподавали грамматику латинского языка. Возобновлено преподавание латинского языка в Новгороде было только в 1737/38 учебном году.
При архиепископе Феодосии (Яновском) в разных местах Новгородской епархии были открыты партикулярные школы: две школы в Новгороде – Знаменская и Розважская, по одной в Бежецке, Валдае, Великих Луках, Каргополе, Олонце, Старой Руссе, Тихвине, Торжке, Устюжне и на Петровских заводах. Открытие этой сети школ давало возможность детям духовенства Новгородской епархии учиться в непосредственной близости от родительского дома. Учителями в партикулярные школы были посланы ученики Лихудов, учившиеся у них в Новгороде. В партикулярных школах «преподаваемо было словесное и письменное правильное учение, то есть букварь, в котором содержится азбука, законное десятословие, молитва Господня, Символ веры и десять блаженств Евангельских с толкованием, по нем часослов, псалтырь и писать. И по приятии онаго учения дети из школы свободны были к возвращению мест своих. А иные по желанию своему приходили до грекославенския школы ко обучению грамматики и протчих наук».
В конце 1723 г. архиепископ Феодосий выступил в Св. Синоде с инициативой обязательного изучения для детей духовенства грамматики церковнославянского языка. В первой половине 20-х гг. XVIII в. дети духовенства могли получить образование как по старинке – в домах своих отцов, так в школах. При этом не обязательно было изучение грамматики, достаточно было начального (рудиментарного) обучения, в курс которого входили заповеди, Часослов, Псалтырь и букварь. 13 ноября 1723 г. был издан указ Св. Синода о присылке в Новгород для изучения «грамматики и прочих к познанию Священного Писания приличных наук» учеников из других епархий. Так, Новгородская архиерейская школа стала центром по подготовке учителей из других епархий России. За два года в ней обучился 21 человек из Великоустюжской, Воронежской, Коломенской, Ростовской, Рязанской, Суздальской и Тверской епархий.
Ситуация изменилась при архиепископе Феофане (Прокоповиче) (1725–1736). Новгородский владыка закрыл созданную в епархии систему партикулярных школ. Отчислил из школы подкидышей и детей разночинцев, оставив возможность учиться только детям духовенства. Именно в это время Новгородская архиерейская школа из всесословной начинает превращаться в сословную.
7 сентября 1737 г. был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об открытии в епархиях духовных школ с семинарским курсом обучения: с изучением латинского языка, риторики и других высших наук. Организация семинарий сопровождалась активной деятельностью комиссий по разбору духовенства. В результате этой деятельности в 1738 г. в Новгородской архиерейской школе числилось уже более 400 учеников. Именно они и стали первыми семинаристами, после открытия в 1740 г. Новгородской духовной семинарии.
Основатель Новгородской духовной семинарии архиепископ Новгородский и Великолукский Амвросий (Юшкевич) (1740–1745), окончивший Киево-Могилянскую академию, планировал создать в Новгороде точный слепок своей alma mater. Указом императрицы Анны Иоанновны от 24 мая 1740 г. был утвержден «Штат о содержании Новгородского Архиерейского Дома», в котором содержится особый раздел «О семинарии». Документ гласит: «…определяется ныне при Новгородском Архиерейском доме Семинария для обучения Латинского, Еллино-Греческого, и аще возможно, и Еврейского языков, начав от Грамматики даже до Риторики, Философии и Теологии…». Указом от 30 октября 1740 г. преосвященный Амвросий определил открыть семинарию в ближайшем к Новгороду Антониевом монастыре. На содержание ее штатного оклада было ассигновано 7859 рублей 37 копеек в год, что намного превосходило денежное содержание других семинарий.
Согласно штату в семинарии предполагалось открытие трех классов, разделенных на двенадцать школ. В первом, низшем классе было четыре школы – Аналогии, Инфимы, Грамматики и Синтаксимы, с общим количеством студентов 120 человек. Кроме обучения латыни семинаристов в этом классе должны были обучать арифметике и части геометрии, а неспособных к латинскому языку – в рисовальной школе иконописному и живописному художеству. Во втором классе, разделенном на две школы – Пиитики и Риторики, обучалось 50 человек. Учащиеся этого класса должны были также изучать церковную историю. В третьем, высшем классе, насчитывавшем 30 человек, были открыты школы Философии и Богословия, а также Греческого и Еврейского языков.
В 1788 г. высшие классы Новгородской семинарии по инициативе митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) (1775–1800) были на одиннадцать лет переведены в Санкт-Петербург, чтобы поднять уровень другого учебного заведения – Александро-Невской семинарии, преобразованной вскоре после этого в Петербургскую духовную академию. Ее первым ректором стал выпускник Новгородской семинарии, будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский). В 1799 г. по указу императора Павла I архиепископом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским был назначен Амвросий (Подобедов), а Гавриил остался лишь в сане архиепископа Новгородского. В 1801 г. Амвросий стал митрополитом Новгородским и Олонецким. При нем Новгородская духовная семинария была восстановлена в прежнем составе: вслед за классами риторики и философии в 1801 г. открылся класс богословия. Появились также немецкий, французский, исторический, географический, математический и медицинский классы.
По инициативе императора Александра I в 1807 г. был создан Комитет по усовершенствованию духовных училищ. В 1808 г. Комитет завершил составление плана кардинальной перестройки духовной школы. Главная мысль проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. Высшими духовными учебными заведениями становились академии, средними – семинарии, а низшими – духовные училища. Вводились учебные округа во главе с академиями. Завершением реформы стало издание в 1814 г. высочайше утвержденных уставов духовных академий и семинарий.
На протяжении XIX столетия духовные учебные заведения России еще не раз подвергались реформированию. В 1840 г. по инициативе обер-прокурора Св. Синода Н. А. Протасова был поставлен вопрос о пересмотре уставов духовных учебных заведений 1814 г. Протасов хотел понизить образовательно-культурный уровень духовных школ, сделав его более практическим. Из учебных планов семинарий был удален ряд общеобразовательных предметов, включая философию, их место заняли основы медицины и сельское хозяйство. В 1867 г. в царствование Александра II был создан Учебный комитет при Св. Синоде, который разработал новые уставы академий, семинарий и духовных училищ. Эти уставы предусматривали новое устройство управления духовными школами, сосредоточенное теперь в Учебном комитете. Упразднялись академические учебные округа, и академии освобождались от управления семинариями. Внутреннее устройство духовных школ строилось на началах широкой коллегиальности и самоуправления, вводились семинарские правления, состоящие из преподавателей и представителей местного духовенства. В духовные учебные заведения принимались лица всех сословий, а для выпускников не было ограничений при выборе дальнейшего образования – духовного или светского. Реформа духовного образования 1884 г. наоборот носила консервативный характер. Во всех духовных школах была усилена власть архиереев и ректоров. В семинариях совершенно отменялось выборное начало. Богословские предметы распределялись по всем классам. Сокращалось количество часов на преподавание математики, философии, педагогики, классических и новых языков. На протяжении всего XIX и начала ХХ в. Новгородская духовная семинария имела мало принципиальных отличий от других семинарий России.
Февраль 1917 г. положил начало коренному изменению во взаимоотношениях Церкви и государства. Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия в школах и передало церковно-приходские школы в ведение Министерства народного просвещения. Так был сделан первый шаг к внеконфессиональному государству. Приход советской власти означал коренную ломку всей национальной жизни России, включая сложившуюся в стране систему образования. 11 декабря 1917 г. вышло постановление Совнаркома «О передаче всех учебных заведений из духовного ведомства в ведение Наркомпроса». Законодательную деятельность новой власти в области просвещения завершила выработка концепции единой трудовой общеобразовательной школы политехнического типа.
Важнейшим документом, формулировавшим политику советской власти по отношению к религиозным объединениям, был декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» («Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»), опубликованный 23 января (5 февраля) 1918 г. В декрете последовательно проводился принцип секуляризации государственной деятельности: акты гражданского состояния отныне велись только гражданской властью; школа отделялась от Церкви; прекращалось субсидирование религиозных организаций государством. Декретом запрещалось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Первым практическим результатом действия декрета было закрытие в 1918 г. духовных учебных заведений.
Не обошли эти нововведения и Новгородскую епархию. В письме Новгородского губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 3 июня 1918 г. за №2753 на имя епископа Тихвинского Алексия, викария Новгородской епархии, говорилось: «Президиум доводит до Вашего сведения, что здания бывшей Новгородской Духовной Семинарии и бывшего Новгородского Духовного Училища передаются в ведение Отдела Народного Образования при Губернском Исполнительном Комитете для размещения в первом учительского института и во втором — высшего начального училища».
27 июля 1918 г. на заседании большой коллегии губернского отдела народного образования было принято решение: «Духовное училище реорганизовать в светскую школу 2-й ступени. В Духовную семинарию приема в этом году не производить. Предоставить учащимся семинарии возможность беспрепятственного перехода в соответствующие классы светских учебных заведений. Для тех учеников, которые не могут перейти в другие учебные заведения, сорганизовать общеобразовательную школу 3-й ступени».
30 сентября 1918 г. губернский отдел народного образования постановил: «… закрыть с 1 октября текущего года б. Духовную семинарию и Духовное училище… учащихся означенных учебных заведений перевести в соответствующие классы учебных заведений г. Новгорода и губернии. Преподавателей Духовной Семинарии и училища, назначенных Отделом, считать первыми кандидатами на вакантные должности в учебных заведениях г. Новгорода и губернии, соответственно их специальностям».
С 1 октября 1919 г. в стенах бывшей семинарии открылся Новгородский институт народного образования.
16.01.1877 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/2935 Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр.…
13 марта 1873 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/2808 Ф.11. Оп.1. Ед. хр.57.
30 сентября 1869 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/2527. Ф. 11. Оп. 1.…
31 июля 1868 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/2456 Ф.11. Оп. 1. Ед.…
30 декабря 1852 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/1537. Ф. 11. Оп. 1.…
14 апреля 1850 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/1404. Ф. 11. Оп. 1.…
05.12.1849 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/1386. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр.33.
27.07.1831 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/390. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр.…