Монографии, сборники документов и статей, учебные пособия
Великий Новгород в эпоху петровских преобразований: конец XVII — начало XVIII в. [Текст] : сборник документов / сост. Е. В. Анисимов, Т. А. Базарова, Н. Ю. Болотина. -Великий Новгород, 2007. — 384 с | Сборник по истории Великого Новгорода эпохи грандиозных петровских реформ, содержит уникальные, впервые публикуемые материалы, хранящиеся в архивах Москвы и Петербурга. В сборнике публикуются документы, касающиеся разных аспектов жизни новгородцев, в т.ч. и документы по истории архиерейской школы. | ||
Григорьева И. Л. Интеллектуальная история Новгорода XVIII века в аспекте сравнительно-исторического изучения: от схоластики к рационализму эпохи Просвещения [Текст] : учебное пособие / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2013. — 107 с. | Пособие включает материал к лекциям по интеллектуальной истории Новгорода XVIII в., основное содержание которой составляет учебная деятельность Новгородской школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии, рассмотренная в контексте традиций образования и книжной культуры Византии и Западной Европы. | ||
Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам [Текст] : сборник статей / сост. В. В. Горохотова, Н. В. Салоников; отв. ред. Н. В. Салоников; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2018. – 354 с. | В сборник статей включены исследования ученых разного профиля, посвященные общим проблемам духовного просвещения и образования, истории книги и библиотек, европейским традициям образования. Особое место уделено деятельности братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, создателей системы высшей школы в России. | ||
Лихудовские чтения [Текст] : материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения», 11–14 мая 1998 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. – Великий Новгород, 2001. – 248 с. | В сборник материалов конференции «Первые Лихудовские чтения» на тему: «Новгород и традиции образования и книжной культуры эпохи Нового времени» включены исследования ученых разного профиля, посвященные деятельности братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, создателей системы высшей школы в России, а также общим проблемам духовного просвещения и образования, истории книги и библиотек, традициям западноевропейских университетов. | ||
Лихудовские чтения [Текст]: материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. – Великий Новгород, 2009. – 255 с. | В сборник материалов конференции «Вторые Лихудовские чтения» на тему: «Европейские традиции в истории высшей школы в России: доуниверситетский период» включены исследования ученых разного профиля, посвященные деятельности братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, создателей системы высшей школы в России, а также общим проблемам духовного просвещения и образования, истории книги и библиотек, европейским традициям образования. | ||
Материалы Всероссийской научной конференции «Четвертые Лихудовские чтения. Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам» // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). 2020 Читать | |||
«Москва и Новград едина держава Божия» : Новгородский митрополит Иов и его переписка конца XVII начала XVIII в. [Текст] / сост., вступ. ст., комм. Е. В. Анисимова. – Великий Новгород, 2009. – 231 с. | Новгородский митрополит Иов был одной из ключевых фигур среди церковных иерархов конца XVII – начала XVIII в. Самой яркой стороной его деятельности в Великом Новгороде стала его просветительская деятельность, благодаря которой он оставил яркий след в истории русской культуры. Публикуемый сборник, включающий переписку митрополита Иова, имеет в своей основе как опубликованные, так и неопубликованные источники. | ||
Новгородский архиерейский дом в первой половине XVIII века (по документам Государственного архива Новгородской области) [Текст]: сб. документов / сост. Н. В. Салоников, О. В. Снытко; Департамент культуры и туризма Новгородской области, Государственный архив Новгородской области. – Великий Новгород, 2016. – 360 с. | Сборник содержит документы по истории Новгородского архиерейского дома первой половины XVIII в., выявленные в Государственном архиве Новгородской области. Документы посвящены организации управления, хозяйственно-финансовой деятельности и штатам архиерейского дома, жизни петербургский подворий и архиерейских школ. | ||
Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Вып.1 [Текст] / Г. И. Светлов. – Петроград., 1917. – 408 с. | Единственное обобщающее исследование по истории Новгородской духовной семинарии, вышедшее в дореволюционной России. В монографии описана история этого учебного заведения от момента ее возникновения до начала XIX столетия. | ||
Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария. Наставники и ученики [Текст] / Л. А. Секретарь; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010. – 211 с. | Книга Л.А.Секретарь посвящена истории одного из лучших в истории России духовных заведений — Новгородской духовной семинарии. Ее история раскрывается главным образом через ряд словесных характеристик и портретов наиболее известных руководителей. педагогов. духовников, которых в широком смысле можно назвать «наставниками», а также выпускников этого учебного заведения. Среди них немало выдающихся церковных иерархов, преподавателей духовных и светских учебных заведений, ученых. К основной части прилагается сокращенный текст «Краткого очерка истории Новгородской духовной семинарии», составленный ее выпускником Г.И. Светловым и опубликованный в 1917 г. в Петрограде. | ||
Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария. История в лицах [Текст] / Л. А. Секретарь; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014. – 255 с. | В данном монографическом исследовании представлена история Новгородской духовной семинарии через призму биографических очерков основателя семинарии, ее руководителей, педагогов, выпускников. | ||
Сменцовский, М. Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII в. [Текст] / М. Н. Сменцовский. – СПб., 1899. – 460 с. | Фундаментальное исследование, посвященное биографии и творчеству братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Автором подробно описана деятельность Лихудов в Новгороде. | ||
Статьи | |||
Антипов М. А. К истории деятельности епархиальной школы в Тихвине (1723–1728) [Электронный ресурс] / М. А. Антипов // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). – Великий Новгород, 2020. Читать | Рассматриваются основные моменты деятельности епархиальной школы в Тихвине, основанной по благословению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) и действовавшей с 1723 по 1728 гг. при Тихвинском Богородицком Успенском монастыре. Согласно выявленным в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) письменным источникам приводятся данные о социальном составе учащихся, их успеваемости и дальнейшем определении на церковное служение. | ||
Базарова Т. А. «Петербургский класс» Новгородской епархиальной школы 1715 –1717 гг. [Текст] / Т. А. Базарова // Петровское время в лицах – 2008 : материалы научной конференции. – СПб., 2008. – С. 40–45. – (Труды Государственного Эрмитажа. XLIII). | На основе архивных документов автор реконструирует историю обучения в Новгородской архиерейской школе дворянских недорослей. | ||
Бовкало А. А. Архимандрит Тихон – последний ректор Новгородской духовной семинарии [Текст] / А. А. Бовкало, А. К. Галкин // Прошлое Новгорода и Новгородской земли : тезисы докладов и сообщений научной конференции 15 ноября 1994 г. / отв. ред. В. Ф. Андреев. – Новгород, 1994. – С. 131–134. | В статье рассматривается биография архимандрита Тихона (Тихомирова). В 1913 г. он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и настоятелем Антониева монастыря, в котором находилась семинария, возведен в сан архимандрита. Весной 1918 г. состоялся последний выпуск семинарии, после чего она была закрыта, а здания реквизированы | ||
Вознесенская И. А. История Новгородской школы в письмах митрополита Иова [Текст] / И. А. Вознесенская // Лихудовские чтения: материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения», 11–14 мая 1998 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. – Великий Новгород, 2001. – С. 72–76. | Автор статьи анализирует письма митрополита Новгородского и Великолукского Иова, в которых он пишет о созданной братьями Лихудами в Новгороде греко-славянской школе. | ||
Вознесенская И. А. Митрополит Иов и Новгородская школа братьев Лихудов [Текст] / И А. Вознесенская // София. – 1999. – № 4. – С. 37–39. | Статья посвящена истории школы, созданной по инициативе митрополита Иова на архиерейском дворе в Новгороде братьями Лихудами. | ||
Вознесенская И. А. Новгородская архиерейская школа [Текст] / И. А. Вознесенская // Лихудовские чтения: материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. – Великий Новгород, 2009. – С. 55–59. | На основе архивных документов автор реконструирует историю Новгородской архиерейской школы с момента ее основания в 1706 г. и до конца 30-х гг. XVIII в. | ||
Вознесенская И. А. Новгородская школа братьев Лихудов [Текст] / И. А. Вознесенская // Новгородский исторический сборник. Вып. 10 (20). — СПб., 2005. — С. 205-235. Читать | На основе широкого круга неизвестных до сих пор или малоизученных письменных источников автор прослеживает историю школы с момента ее образования в начале XVIII в. до конца 1730-х гг., когда на смену ей пришла обосновавшаяся в Антониевом монастыре духовная семинария. В статье раскрывается контингент учеников школы и прослеживается их дальнейшая судьба. Важнейшее значение имеет предложенная автором реконструкция библиотеки митрополита Иова, имевшей непосредственное отношение к деятельности школы братьев Лихудов. Одной из функций школы была интенсивная переводческая и книгописная деятельность, которой занимались собственно братья Лихуды, переводчик Федоров, а также некоторые ученики. Известная библиотека царевича Алексея Петровича в значительной степени пополнялась рукописными книгами новгородского происхождения, среди которых имелись подношения от самого митрополита Иова. Деятельность новгородских писцов высоко оценивалась директором Московской типографии Федором Поликарповым, «готовым привлечь их к работе по исправлению Библии». | ||
Вознесенская И. А. Рукописи богословско-полемических сочинений как источник для изучения деятельности греческих школ братьев Лихудов конца XVI – начала XVIII в. [Текст] / И. А. Вознесенская // Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии : материалы XXIV Международной научной конференции. Москва, 2–3 февраля 2012 г. – М., 2012. – С. 223–226. | Статья посвящена анализу богословско-полемических сочинений братьев Лихудов как источника для изучения созданных ими в России греческих школ. | ||
Галкин А. К. Предпосылки открытия Новгородской школы [Текст] /А. К. Галкин // Лихудовские чтения: материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения», 11–14 мая 1998 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. – Великий Новгород, 2001. – С. 67–71. | В центре внимания автора статьи — личность выдающегося иерарха Петровской эпохи митрополита Новгородского и Великолукского Иова, с чьим именем связан целый ряд значимых исторических событий. | ||
Галкин А. К. 1788 год в судьбе Новгородской семинарии и двух ее наставников, учившихся в чужих краях [Электронный ресурс] / А. К. Галкин // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). – Великий Новгород, 2000. Читать | Приведены сведения о наставниках Новгородской семинарии 1770–1780-х гг., учившихся в Геттингенском (магистр Е.Андреевский) и Лейденском (В. Багрянский, в монашестве Вениамин) университетах. В декабре 1781 г. в русское подданство был принят архимандрит Николай (Киждобрянский), уроженец «австрийской Сербии», получивший образование «в разных европейских академиях». Он также преподавал в Новгородской семинарии, а в 1788–1791 гг., после того, как в ней были закрыты все классы, кроме низших, числился ее ректором. | ||
Григорьева И. Л. «А начал учить сентября с 1 числа…» (Новгородская школа братьев Лихудов и ее библиотека) [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Новгородский край в русской литературе. – Великий Новгород, 2009. – С. 165–182. | На основе архивных документов авторы реконструируют историю Новгородской архиерейской школы, а также состав ее библиотеки. | ||
Григорьева И. Л. Братья Иоанникий и Софроний Лихуды — создатели системы среднего и высшего образования в России [Электронный ресурс] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 6 (24). — Великий Новгород, 2019. // Читать | В статье дана характеристика преподавательской и научной деятельности братьев Иоанникия и Софрония Лихудов в России в конце XVII – начале XVIII в. Братья Лихуды, выпускники Падуанского университета и создатели Московской Славяно-греко-латинской академии и Новгородской архиерейской школы, воплотили в России европейскую образовательную модель, основанную на изучении дисциплин семи свободных искусств. Учебный план, созданных ими школ, представлял собой модификацию учебного плана артистического факультета европейского университета. При этом Лихудам удалось гармонично соединить европейские формы обучения с традиционными ценностями древнерусской культуры, реализовав в России идеал христианской образовательной модели. Труды Лихудов по дисциплинам тривиума (грамматика, риторика и диалектика) оказали большое влияние на развитие русской культуры петровского времени. | ||
Григорьева, И. Л. Братья Лихуды в Новгороде [Текст] : к 350-летию со дня рождения Софрония Лихуда и 285-летию со дня смерти Иоанникия Лихуда / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // София. — 2003. — № 1. — 31-32. | Статья приурочена к 350-летию со дня рождения Софрония Лихуда и 285-летию со дня смерти Иоанникия Лихуда. В ней рассматривается биография братьев Лихудов до момента прибытия в Россию, московский и новгородский периоды их просветительской деятельности. | ||
Григорьева И. Л. Братья Лихуды в Новгороде [Текст] : к 350-летию со дня рождения Софрония Лихуда и 285-летию со дня смерти Иоанникия Лихуда / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // София. – 2003. – № 1. – 31–32. | Статья приурочена к 350-летию со дня рождения Софрония Лихуда и 285-летию со дня смерти Иоанникия Лихуда. В ней рассматривается биография братьев Лихудов до момента прибытия в Россию, московский и новгородский периоды их просветительской деятельности. | ||
Григорьева И. Л. Западноевропейская традиция рукописных учебников в Новгороде XVIII века [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Страницы Российской истории : межвузовский сборник к 60-летию со дня рождения профессора Г. А. Тишкина. – М., 2001. – С. 63–75. | В статье рассмотрены традиции создания и использования рукописных учебников в школах Новгорода XVIII в. Авторы анализируют учебники, сохранившиеся в фонде рукописей Новгородской духовной семинарии Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. | ||
Григорьева И. Л. История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706–1925 [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Вестник НовГУ. Серия Педагогика. Психология. – 2009. – № 53. – С. 16–19. | На обширном архивном материале рассматривается история библиотеки Новгородской духовной семинарии, одного из самых старых и значительных книжных собраний духовных учебных заведений России. Основное внимание уделено описанию отдельных книжных фондов библиотеки, включая ее первоначальное ядро: библиотеку Новгородской школы братьев Лихудов. | ||
Григорьева И. Л. История Новгородской духовной семинарии в XVIII веке [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Новгородика — 2008. Вечевая республика в истории России : материалы международной научно-практической конференции 21–23 сент. 2008 г. Ч. 1. / сост. Д. Б. Терешкина и др. – Великий Новгород, 2009. – С. 298–307. | Статья посвящена учебной деятельности Новгородской духовной семинарии в XVIII в. | ||
Григорьева И. Л К вопросу о византийской традиции в богословии братьев Лихудов [Текст] / И. Л. Григорьева, Д. В. Мельников // Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. – Великий Новгород, 2009. – С. 21–29. | В статье исследуются богословские и полемические труды братьев Лихудов – значительные памятники богословской и общественной мысли Юго-Восточной и восточной Европы конца XVII – начала XVIII вв. Корпус этих сочинений позволяет говорить о создании их авторами продуманной богословской системы, находящейся в русле византийской традиции, об умении сочетать европейский уровень образованности и традиционные ценности византинизма. | ||
Григорьева И. Л. К вопросу о характере одного рукописного учебного пособия Новгородской школы братьев Лихудов (Соф. собр. ОР РНБ) [Текст] / И. Л. Григорьева // Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии : материалы XXIV Международной научной конференции. Москва, 2–3 февраля 2012 г. – М., 2012. – С. 248–250. | Статья посвящена изучению проблем межкультурных связей России и Западной Европы в области образования. Автором рассматривается история перевода в России сочинения Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium» и его использование в Азбуковнике, созданном для Новгородской школы братьев Лихудов. | ||
Григорьева И. Л. Новгородская «академия»: К истории учебных заведений Новгорода XVIII в. [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Новгородский исторический сборник. Вып. 11 (21). – СПб. : Дмитрий Буланин, 2008. – С. 185–218. Читать | На основе широкого круга архивных документов авторы прослеживают историю учебных заведений Новгорода XVIII в. – школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии. | ||
Григорьева И. Л. Новгородская духовная семинария в 40–60-х годах XVIII века (К 260-летию со дня основания) [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Вестник НовГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2000. – № 16. – С. 3–8. | Рассмотрена история возникновения Новгородской духовной семинарии и ее становления в начальный период существования. Дана характеристика учебного процесса и уровня этого учебного заведения, а также его первых преподавателей и учащихся. | ||
Григорьева И. Л. Новгородская духовная семинария в 1918 г. и судьбы народного просвещения [Текст] / И. Л. Григорьева, Е. А. Петров // Вестник НовГУ. Серия История. Филология. – 2008. – № 47. – С. 11–14. | Статья посвящена переходному периоду в истории российского образования, связанному с прекращением в первые годы советской власти духовного образования и научной церковной деятельности, закрытием духовных учебных заведений и формированием советской системы народного просвещения. На архивном материале исследуется история Новгородской духовной семинарии в последние годы ее существования. | ||
Григорьева И. Л. Новгородская духовная семинария: 1740 — 1918 гг. (К 270-летию со дня основания) [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Вестник НовГУ. Серия Гуманитарные науки. — 2011. — № 63. — С. 34-38. | В статье рассмотрена история Новгородской духовной семинарии от возникновения до закрытия в 1918 г. Особое внимание уделено истории семинарии в XVIII в., дана оценка значения и роли этого учебного заведения, названы имена наиболее выдающихся церковных деятелей, управлявших семинарией, ее преподавателей и выпускников. | ||
Григорьева, И. Л. Новгородская школа Лихудов и ее библиотека [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: материалы юбилейных Чтений по истории и культуре древней и новой России, 27–29 августа 2000 г., Ярославль-Рыбинск. – Ярославль, 2001. – С. 249–255. | На основе сохранившихся описей и рукописных каталогов авторы реконструируют состав библиотеки Новгородской школы братьев Лихудов. | ||
Григорьева И. Л. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская академия [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Лихудовские чтения: материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения», 11-14 мая 1998 г. — Великий Новгород, 2001. — С. 77-94. | Авторы рассматривают деятельность Новгородской школы братьев Лихудов в историко-сравнительном аспекте, сравнивая ее с деятельностью восточнославянских академий в Киеве и Москве. | ||
Григорьева И. Л. Новгородская школа братьев Лихудов как феномен «Византии после Византии»: к постановке проблемы [Электронный ресурс] / И. Л. Григорьева // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). — Великий Новгород, 2020. Читать | Статья посвящена исследованию феномена «Византия после Византии» на материале истории образования в России в конце XVII – начале XVIII в. Дан краткий обзор формирования отрицательного мифа о Византии, сопровождавшегося таким явлением, как византизм. Отмечена высокая оценка культурного наследия Византии в историографии постсоветского времени (Г.Г. Литаврин, В.В. Бычков, А.М. Лидов, К.В. Хвостова, Б.Л. Фонкич). Указана причина существования длительного дошкольного периода в истории Руси в результате отказа от любых технических манипуляций со словом, игнорирующих его сакральную сущность, отношения к церковнославянскому языку как к «иконе православия», преобладания на Руси аллегорико-символического толкования реальности, отказа от формально-логических путей познания. Главное внимание в этой связи уделено анализу деятельности в Новгороде ученых греческих иеромонахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, продолжателей византийских традиций в области богословия, образования и культуры, создателей системы среднего и высшего образования в России. | ||
Григорьева И. Л. Учебная литература из фонда рукописей библиотеки Новгородской духовной семинарии [Текст] / И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников // Вестник НовГУ. Серия Гуманитарные науки. – 2006. – № 36. – С. 23–27.. | Статья посвящена анализу учебной рукописной литературы, использовавшейся в Новгородской школе братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии. Дана характеристика учебного процесса в этих учебных заведениях. Рассмотрена традиция написания преподавателями учебных пособий в средневековой Европе и в России первой половины XVIII в. | ||
Десятсков К. С. Грамматика Федора Максимова 1723 года: история создания и практика использования [Электронный ресурс] / К. С. Десятсков // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). — Великий Новгород, 2020. Читать | Статья посвящена истории создания своего варианта грамматики церковно-славянского языка преподавателем греко-славянской школы братьев Лихудов в Новгороде Федором Максимовым, основным отличиям указанного учебного пособия от учебника М. Смотрицкого, а также некоторым аспектам использования нового учебника в процессе преподавания и обучения. | ||
Духовная семинария. Воспоминания новгородца Сергея Михайловича Смирнова (1892 — 1992) [Текст] : к 260-летию Новгородской духовной семинарии // София. — 2000. — № 3. — С. 23-28. | Воспоминания новгородца С.М.Смирнова о периоде его обучения в Новгородской духовной семинарии. Автор подробно расказывает о распорядке дня, учебе, быте, увлечениях, круге чтения семинаристов. | ||
Жервэ Н. Н. Амвросий (Юшкевич) – основатель Новгородской духовной семинарии [Текст] / Н. Н. Жервэ // Прошлое Новгорода и Новгородской земли : материалы научной конференции 11–13 ноября 1997 г. – Новгород, 1997. – С. 115–118. | В статье представлены сведения о жизни архиепископа Амвросия (Юшкевича) и его деятельность по созданию и обустройству Новгородской духовной семинарии. | ||
Жервэ, Н. Н. К 260-летию Новгородской духовной семинарии [Текст] / Н. Н. Жервэ // София. — 2000. — № 3. — С. 20-23. | Статья посвящена наиболее ярким моментам существования Новгородской духовной семинарии от ее основания в 1740 году до закрытия в 1918 году. | ||
Кислова Е. И. Учебные пособия по латыни и их использование в русских семинариях XVIII в. [Электронный ресурс] / Е. И. Кислова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). – Великий Новгород, 2020 Читать | На материале архивных и опубликованных исторических источников рассматривается проблема преподавания латинского языка в русских семинариях XVIII в. Базируясь на учебных курсах Киево-Могилянской академии, восходивших, в свою очередь, к европейским моделям коллегий иезуитов, курсы преподавания латыни «великорусским» ученикам постепенно трансформировались в условиях послепетровской России. Мы рассмотрим типы учебных пособий, которые использовались в преподавании («разговоры», словари, упражнения, буквари и грамматики), и подробнее остановимся на том, как, судя по имеющимся данным, материал распределялся по ступеням обучения. Полученные данные показывают, что опора на грамматику и в целом грамматический принцип преподавания для семинарий даже в конце XVIII в. имели свою специфику, связанную с социальными особенностями обучения в семинариях: грамматический подход предполагал использование грамматики, однако их тексты в основном так же заучивались наизусть, как и другие образцовые тексты на латыни. Некоторый элемент грамматического анализа, судя по отчетам учителей, появляется в последней четверти XVIII – начале XIX в., однако не совсем понятно, мог ли он быть реализован в семинарских условиях или оставался исключительно в отчетах. | ||
Коварская, С. А. Влияние духовно-образовательных традиций Новгорода на формирование личности святителя Тихона Задонского [Текст]/ С. А. Коварская // Новгородика — 2012: У истоков Российской государственности : материалы IV международной конференции. Ч. 2. — Великий Новгород, 2013. — С. 43-52. | Автор рассматривает факторы повлиявшие на формирование личности святителя Тихона Задонского во время его обучения в Новгородской духовной семинарии. | ||
Пантелеева А. А. Новгородская духовная семинария в XVIII в. [Текст] / А. А. Пантелеева // София. — 2007. — № 2. — С. 7-10. | Автор статьи подробно исследует документы об успеваемости учеников, преподавательском составе, денежном содержании Новгородской духовной академии в начальный период ее существования (1740-1750е гг). | ||
Пантелеева А. А. Новгородская духовная семинария в XVIII в. по материалам ГИАНО [Текст] / А. А. Пантелеева // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования: материалы научной конференции историков-архивистов, 26 мая 2005 г. / отв. ред. Я. А. Васильев. – Великий Новгород, 2005. – С. 3–7. | Анализируя документы Государственного архива Новгородской области, автор реконструирует различные стороны жизни Новгородской духовной семинарии: поступление детей духовенства в семинарию, успеваемость учащихся, бегство семинаристов, данные об учителях и сведения о хозяйственной жизни. | ||
Пантелеева А. А. Новые архивные данные о Новгородских семинаристах XVIII в. [Текст]/ А. А. Пантелеева // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли : материалы научной конференции 2006 г. – Великий Новгород, 2006. – С. 17–23. | Автор приводит новые данные о судьбах первых новгородских семинаристов. | ||
Петров, Е. А. Новгородская духовная семинария и антирелигиозная политика советской власти в 1918 году [Текст] / Е. А. Петров // Новгородика — 2006. Ч. 1. — Великий Новгород, 2007. — С. 295-299. | Статья посвящена истории закрытия Новгородской духовной семинарии в 1918 г. и судьбам ее выпускников. | ||
Прилежаев, Е. М. Новгородские епархиальные школы в петровскую эпоху [Текст] / Е. М. Прилежаева // Христианское чтение. — 1877. — № 3-4. — С. 331-370. | Первое в отечественной историографии исследование, посвященное истории школ, созданных при архиерейском доме в Новгороде. | ||
Рамазанова Д. Н. Государственный контроль и преподавательская свобода в школах братьев Лихудов в России конца XVII — начала XVIII в. [Электронный ресурс] / Д. Н. Рамазанова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). — Великий Новгород, 2020. Читать | Преподавательскую деятельность братьев Лихудов в России можно разделить на несколько этапов, каждый из которых связан с их преподаванием в Славяно-греко-латинской академии, Итальянской школе в Москве, Новгородской греко-славянской школе и Московской греческой школе Софрония Лихуда. В статье на основе исследования архивных источников представлен опыт анализа мер государственного обеспечения и контроля за школами Лихудов. Описаны границы вмешательства властей в преподавательский процесс, в связи с чем определяется то пространство педагогической свободы, которое оставалось у греческих учителей для реализации процесса обучения. Показано, что это пространство не ограничивалось рамками учебного процесса. В результате Лихудам удалось сформировать вокруг себя группу наиболее способных учеников, составлявших скрипторий, деятельность которого не ограничивалась копированием учебных текстов. | ||
Рукавичникова В. В. Новгородская духовная семинария и ее некрополь в Антониевом монастыре [Электронный ресурс] / В. В. Рукавичникова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). — Великий Новгород, 2020. Читать | Кратко освещается история некрополя Новгородской духовной семинарии и приводятся источники сведений о погребенных. В приложении помещены списки погребенных в Антониевом монастыре: преподавателей семинарии и детей из их семей, а также воспитанников семинарии. | ||
Рулякова Д. Н. Изучение жизни и деятельности братьев Лихудов: источниковая база [Текст] / Д. Н. Рулякова // Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998 г. — Великий Новгород, 2001. — С. 31-36. | Статья посвящена обзору источников о деятельности братьев Лихудов, хранящихся в московских архивах. | ||
Салоников Н. В. Академическая успеваемость учащихся Новгородской семинарии в середине XVIII в. [Текст] / Н. В. Салоников, К. В. Суториус // Новгородика — 2018. Повседневная жизнь новгородцев: история и современность : материалы VI Международной научной конференции 26-27 сентября 2018. В 2-х т. Т. 1. — Великий Новгород, 2018. — С. 275-284. | На основании как уже опубликованных, так и вновь обнаруженных ведомостей об учениках новгородской архиерейской школы/семинарии за 1738–1754 гг. в статье рассматривается типология оценок, выставленных разными учителями в разные годы в разных классах, а также то, как были связаны эти оценки с личностью учителя: его индивидуальными особенностями и идентичностью. | ||
Салоников Н. В. Ведомости учеников Новгородской архиерейской школы и семинарии как источник по истории образования в первой половине XVIII в. [Текст] / Н. В. Салоников, К. В. Суториус // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования : материалы XVII ежегодной научной конференции историков-архивистов, 25 мая 2017 г. — Великий Новгород, 2018. — С. 19-36. | В статье дан подробный анализ известных сегодня ведомостей архиерейских школ и Новгородской духовной семинарии. Авторы рассматривают историю появления формуляра ведомости, уделяя особое внимание информационным возможностям этого вида источника для изучения истории образования в России. | ||
Салоников Н. В. Документы по истории архиерейских школ в Новгороде XVIII в. и проблемы их комплексного изучения и издания [Текст] / Н. В. Салоников, К. В. Суториус // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования : материалы XVI ежегодной научной конференции историков-архивистов, 26 мая 2016 г. — Великий Новгород, 2017. — С. 11-18. | В статье представлен проект издания документов по истории архиерейских школ и Новгородской духовной семинарии в XVIII в. | ||
Салоников Н. В. Документы по истории Новгородской архиерейской школы как центра подготовки учителей для епархий Российской империи (1723 — 1725 гг.) [Текст] / Н. В. Салоников, К. В. Суториус // Отечественные архивы. — 2019. — № 6. — С. 52-59 | Охарактеризованы выявленные в трех государственных архивохранилищах источники об образовательном проекте по подготовке учителей для епархиальных школ России, дающие возможность реконструировать его начало, состав обучавшихся и завершение. | ||
Салоников Н. В. Как учились новгородские семинаристы : обзор архивных документов 40-50-х годов XVIII века [Текст] Н. В. Салоников // Новгородика — 2012. У истоков российской государственности : материалы IV международной научной конференции 24-26 сентября 2012 г. Ч. 2. — . Великий Новгород, 2013. — С. 357-368. | В статье, на основе анализа архивных документов, реконструирован процесс обучения новгородских семинаристов в первые годы существования Новгородской семинарии. | ||
Салоников Н. В. «Келейные письма» архиепископа Амвросия (Юшкевича) как источник по истории Новгородской духовной семинарии [Текст] / Н. В. Салоников // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использовании : материалы XII научной конференции историков-архивистов, 24 мая 2012. — Великий Новгород, 2014. — С. 11-17. | Сборник писем архиепископа Амвросия (Юшкевича), хранящийся в Отделе письменных источников Новгородского музея-заповедника, является важным источником по истории Новгородской духовной семинарии. В сборник включены письма, написанные в 1744 г. как владыкой разным лицам, так и адресованные ему. Для реконструкции истории семинарии в 1744 г. очень важной является переписка архиепископа Амвросия с перфектом семинарии Иосифом (Ямницким). | ||
Салоников Н. В. Книги немецких и шведских библиофилов в библиотеке Феофана (Прокоповича) (К вопросу об интеллектуальной культуре в Восточной Прибалтике XVII — начала XVIII вв.) [Текст] / Н. В. Салоников // Вестник НовГУ. Серия История. Филология. № 47. — Великий Новгород, 2008. — С. 29-33. | В статье впервые предпринята попытка реконструкции книжных собраний немецких и шведских библиофилов XVII – начала XVIII вв., вошедших в состав библиотеки Феофана (Прокоповича). Дана характеристика ситуации в интеллектуальной жизни Восточной Прибалтики. В научный оборот введены новые факты из интеллектуальной истории региона, включая историю Дерптского университета. | ||
Салоников,Н. В. Книжное собрание игумена Деревяницкого монастыря Павла в составе библиотеки Новгородской духовной семинарии [Текст] / Н. В. Салоников // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли : материалы научной конференции 2008 г. — Великий Новгород, 2008. — С. 16-20. | В статье на основе архивных документов реконструируется история попадания книжного собрания настоятеля Деревяницкого монастыря Павла в состав библиотеки Новгородской семинарии. На основании рукописных каталогов семинарской библиотеки представлен обзор репертуара книжного собрания игумена Павла. | ||
Салоников Н. В. Круг чтения новгородских семинаристов первой четверти XIX в. [Текст] / Н В. Салоников // Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. — Великий Новгород, 2009. — С. 162-166. | На основе архивных документов и выявленных в Российской национальной библиотеке книг из библиотеки Новгородской духовной семинарии автор реконструирует круг чтения семинаристов. | ||
Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов в 1717-1723 гг. (по данным ГАНО) [Текст] / Н. В. Салоников // Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. — Великий Новгород, 2009. — С. 47-54. | В статье на основе изучения архивных документов, выявленных автором в Государственном архиве Новгородской области, реконструируется учебная деятельность Новгородской школы братьев Лихудов. | ||
Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов при Феофане (Прокоповиче) [Текст] : обзор документов ГАНО и Архива СПб ИИ РАН / Н. В. Салоников // Новгородский исторический сборник. Вып. 17 (27). — Великий Новгород, 2017. — С. 182-196. | В статье представлен обзор архивных документов по истории Новгородской школы братьев Лихудов, выявленных автором в Государственном архиве Новгородской области и архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. В основном это списки и ведомости («реестры» и «табели») учащихся школы второй половины 20-х – начала 30-х гг. XVIII в., сохранившиеся среди делопроизводственных документов Новгородского архиерейского дома. Документы, вводимые в научный оборот, содержат новые факты по истории этого учебного заведения. Так, в статье впервые названы неизвестные до сих пор исследователям имена учителей Новгородской школы – грека архимандрита Филимона и студента Павла Горошковского. «Табели» и «реестры» учащихся школы позволяют реконструировать многоуровневую систему школьного образования созданную при архиерейском доме в Новгороде в середине 20-х гг. XVIII в., в которую входило изучение церковнославянского, греческого и латинского языков. Эта система была разрушена архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Статистические данные дают возможность исследователям уточнить численный состав учащихся школ, реконструировать их поименные списки. | ||
Салоников Н. В. Преподавание грамматики в Новгородских архиерейских школах в 20-30-е гг. XVIII в. (на материале ведомостей учащихся) [Электронный ресурс] / Н. В. Салоников, К. В. Суториус // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 5 (30). — Великий Новгород, 2020. Читать | На основе анализа ведомостей учащихся реконструируется преподавание грамматики церковнославянского, греческого и латинского языков в Новгородских архиерейских школах в 20-е гг. XVIII столетия. Авторы приходят к выводу, что в «славенской», греческой и латинской школах, созданных при архиерейском доме в Новгороде, а также в партикулярных школах, открытых на территории Новгородской епархии, действовала многоуровневая система обучения: от начального изучения Часослова, Псалтыри, чтения, письма и букваря до грамматики, риторики и поэтики. Грамматику церковнославянского языка изучали до грамматики греческого или латинского, но иерархии между этими последними не было: можно было как поле греческого приступить к изучению латинского, так и наоборот. Время освоения грамматики у разных учеников было различным и зависело как от их способностей и прилежания, так и от желания учителя изложить материал за более короткое время. В среднем, согласно данным ведомостей, ученики тратили на изучение грамматики церковнославянского языка полтора года, а греческого – не менее трех лет. | ||
Салоников Н. В. Рукописные курсы по риторике, философии и богословию, прочитанные в Новгородской духовной семинарии в 40-50-е гг. XVIII в., в собрании Псковского музея-заповедника [Текст] / Н. В. Салоников // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования : материалы XIII ежегодной научной конференции историков-архивистов, 23 мая 2013 г. — Великий Новгород, 2015. — С. 3-10. | В статье дан обзор рукописных курсов по риторике, философии и богословию, принадлежавших первым новгородским семинаристам. | ||
Секретарь, Л. А. Выпускники Новгородской духовной семинарии на службе в гражданских ведомствах [Текст] / Л. А. Секретарь // Чело. — 2010. — № 1. — С. 18-19. | .: Статья посвящена судьбам выпускников Новгородской духовной семинарии, которые после окончания учебы выбрали гражданскую карьеру. Автор рассказывает об известных деятелях отечественного просвещения и науки: Н. Н. Модестове, П. И. Боголюбове, Н. Г. Голинском, П. П. Мининском, В. И. Модестове, Е. В. Барсове, М. И. Владиславлеве. | ||
Секретарь, Л. А. Митрополит Иов и братья Лихуды [Текст] / Л. А. Секретарь // Секретарь, Л. А. Дома, события, люди (Новгород. XVIII — начало XX вв.). — Великий Новгород : Кириллица, 1999. — С. 15-24. | В книге, написанной на основе архивных изысканий, изучения дореволюционных периодических изданий, мемуарной литературы, исторических сочинений, рассматривается история старинных зданий Великого Новгорода и связи с конкретными событиями и человеческими судьбами. Углубленное изучение истории XVIII – начала XX в. позволяет автору опровергнуть укоренившееся мнение о том, что Новгород этого времени не представлял ничего интересного и являлся только местом ссылки передовых людей своего времени. Книга сочетает жанр научно-популярного очерка и путеводителя. | ||
Страхова О. Б. Новгородская школа братьев Лихудов [Текст] / О. Б. Страхова // Cyrillomethodianum. XII. Thessalonique. 1988. — С. 109-123. | Статья посвящена истории Новгородской школы братьев Лихудов. | ||
Суториус К. В. Курсы «Логики» и «Физики» братьев Лихудов в Московской Славяно-греко-латинской академии [Текст] / К. В. Суториус // Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам : сборник статей. — Великий Новгород, 2018. — С. 48-59. | Автор дает источниковедческий и текстологический анализ известных ему рукописных курсов «Логики» и «Физики» братьев Лихудов, на основании которого делает вывод об уровне преподавания ими этих дисциплин в Москве. | ||
Суториус К. В. Лекции по философии и богословию, прочитанные в первой половине XVIII века в православных учебных заведениях России [Текст] / К. В. Суториус // Verbum. Вып. 8 : Mediaevalia: идеи и образы средневековой культуры. — СПб., 2005. — С. 150-164. | Автор дает характеристику рукописных курсов по философии и богословию, прочитанных в XVIII столетии в духовных учебных заведениях России и Украины, в том числе и в Новгородской духовной семинарии. | ||
Суториус К. В. Преподавательская деятельность Иосифа Ямницкого в Новгородской семинарии [Текст] : археографический обзор / К. В. Суториус // Новгородский исторический сборник. Вып. 17 (27). — Великий Новгород, 2017. — С. 197-227. | Статья посвящена свидетельствам академической карьеры одного из наиболее известных преподавателей Новгородской семинарии 1740-х гг., Иосифа Ямницкого. Вводятся в научный оборот документы, обнаруженные в библиотеках, музеях и архивах Санкт-Петербурга, Рязани, Пскова, Ярославля, Киева, Минска. Эти документы, часть из которых — автографы самого Ямницкого, относятся к периоду его обучения в КиевоМогилянской академии, а также ко времени его преподавания в Новгородской семинарии. В статье рассматриваются две группы документов. Во-первых, это записи курсов риторики, философии и богословия, которые изучал/преподавал Ямницкий. Во-вторых, это делопроизводственные документы: ведомости учеников, переписка с правящим архиереем. Все эти документы показывают, с одной стороны, деятельность Ямницкого как академического администратора (префекта, ректора), а с другой, свидетельствуют о его педагогической деятельности: проверка ученических записей, выбор учебных пособий. Комплексное изучение обнаруженных документов дает возможность реконструировать биографию Ямницкого с 1738 по 1748 г. | ||
Суториус К. В. Рукописи с богословскими лекциями Иосифа (Волчанского) из библиотеки Новгородской духовной семинарии [Текст] / К. В. Суториус // Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. — Великий Новгород, 2009. — С. 125-138. | Статья посвящена анализу рукописей с богословскими лекциями Иосифа (Волчанского). Автор воссоздает историю их появления в библиотеке Новгородской духовной семинарии. | ||
Суториус К. В. Схоластика в России в первой половине XVIII в. и традиции рукописной книги [Текст] / К. В. Суториус // Книга в России. Сб. 1. — М., 2006. — С. 78-87. | |||
Фонкич Б. Л. К вопросу о соотношении академии Симеона Полоцкого-Сильвестра Медведева и академии братьев Лихудов [Текст] / Б. Л. Фонкич // Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998 г. — Великий Новгород, 2001. — С. 28-30. | В статье критически рассматривается тезис о том, что в основу Славяно-греко-латинской академии братьев Лихудов был положен проект Симеона Полоцкого-Сильвестра Медведева «Привилегия Академии» | ||
Фонкич Б. Л. Новые материалы для биографии Лихудов [Текст] / Б. Л. Фонкич // Памятники культуры. Новые открытия : ежегодник. 1987. — М., 1988. — С. 61-70. | На основании источников автор реконструирует биографии Иоанникия и Софрония Лихудов. | ||
Фонкич Б. Л. Новый список «Привилегии на Академию» [Текст] / Б. Л. Фонкич // Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. — Великий Новгород, 2009. — С. 12-14. | В статье вводится в научный оборот новый список «Привилегии на Академию». | ||
Шмелева, Т. В. Новгород XVIII века как центр риторического образования [Текст]/ Т. В. Шмелева // Новгородский исторический сборник. Вып. 16 (26). — Великий Новгород, 2016. — С. 239-251. | В статье рассматривается культурная жизнь Новгорода XVIII в. в одном из аспектов – в плане осуществления и развития риторического образования, которое для этого периода составляло известную новацию. Статья основана на широком круге исторических и филологических источников. В ней формулируются основания того, что позволяет квалифицировать город как центр риторического образования, а затем приводятся факты, которые убеждают, что такая квалификация для Новгорода обоснованна практически для всего XVIII в. Показаны сложности формирования русской риторики как направления филологической мысли и гуманитарного образования. | ||
Яламас Д. А. Средневековая греческая грамматическая традиция и труды братьев Лихудов [Текст] / Д. А. Яламас // Лихудовские чтения: материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998 г. — Великий Новгород, 2001. — С. 37-52. | Автор рассматривает созданные Лихудами в России Московскую, Костромскую и Новгородскую редакции грамматики греческого языка в рамках средневековой византийской грамматической традиции. |