Роспись учеников, учащихся у подьяка Алексея Васильева
Не ранее 3 декабря 1717 г. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 183.…
«…И чтоб с того времени впредь никто неимуществом учителей от онаго учения не отговаривался…».
В архиерейской школе в Новгороде с самого начала были созданы два класса – «славянский» и «греческий». В славянском классе обучением руководил переводчик Федор Герасимов (Полетаев), московский ученик Лихудов. Курс наук в нем заключался в изучении церковнославянского языка. После изучения церковнославянского чтения и письма переходили к более глубокому изучению церковнославянской грамматики по учебнику Мелетия Смотрицкого.
В греческом классе преподавали сами Лихуды, возглавлявшие школу в течение десяти лет (1706–1716): Софроний уехал в декабре 1708 г.; Иоанникий – в 1716 г. Лихуды преподавали в Новгороде дисциплины тривиума; учебный план их школы включал грамматику, пиитику, риторику и логику. Первым этапом в обучении было изучение элементарной греческой грамматики, т. е. системы греческого чтения и письма. Грамматика преподавалась Лихудами по той же программе, что и в Москве. Освоившие грамматику приступали к изучению риторики. Завершающим этапом обучения, очевидно, была пиитика.
Бронзовый памятник греческим монахам-просветителям братьям Иоанникию и Софронию Лихудам — дар правительства Греции городу Москве.
Авторы: скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Виктор Пасенко.
После возвращения Лихудов в Москву в школе преподавали их московские и новгородские ученики. С 1716 г. школой руководил иеромонах Иов, приехавший в Новгород в 1713 г. В сентябре 1716 г. он приступил к обучению «еллинския пиитики» учеников, изучивших под руководством Иоанникия Лихуда грамматику и риторику. Однако, по старости Иов плохо исполнял свои обязанности. Вскоре он был оставлен в Новгородской школе только для преподавания пиитики и философии. Обучение греческому языку поручалось Федору Максимову «с клевретами». В 1723 г. архиепископ Феодосий (Яновский) назначил учителем греческой школы грека архимандрита Филимона, который преподавал в школе до начала 30-х гг. XVIII в. Иподиакон Федор Максимов и певчий Варфоломей Федоров преподавали в школе грамматику церковнославянского языка и начальный (рудиментарный) курс. Первыми преподавателями латинского класса в 1724–1726 гг. были иеромонах Георгий и студент Павел Горошковский.
Штат Новгородской духовной семинарии насчитывал двенадцать преподавателей. Первый состав преподавателей, утвержденный архиепископом Амвросием (Юшкевичем), был следующим: иеромонах Наркис учил «Слову Божию» и был экзаменатором ставленников; иеромонах Иннокентий (Одровонж-Мигалевич) был назначен префектом и учителем школы синтаксимы; иеромонах Антоний (Пашкевич) – учителем грамматики; Василий Кудромонтовский – учителем инфимы; Иван Никифоров – учителем фары. Большинство преподавателей были иноческого чина. Первые учителя семинарии, приглашенные архиепископом Амвросием, были, в основном, выпускниками Киево-Могилянской академии. Среди них были: Иннокентий (Одровонж-Мигалевич), Дамаскин (Аскаронский), Иосиф (Ямницкий), Иоасаф (Миткевич), Парфений (Сопковский) и др.
Учителя семинарии менялись очень часто. Их продвижение по служебной лестнице происходило по назначению владыки. Обычно учителя из низших школ переходили в высшие, доходя нередко до должности ректора. В высших классах – философии и богословия – преподавали соответственно префект и ректор семинарии. Большинство ректоров XVIII столетия, после завершения службы в семинарии, были хиротонисаны в епископов: Дамаскин (Аскаронский) – Костромского, Иоасаф (Миткевич) – Белгородского, Парфений (Сопковский) – Смоленского, Симон (Лагов) – Рязанского, Лаврентий (Баранович) – Вятского, Феофил (Раев) – Тамбовского, Вениамин (Багрянский) – Иркутского.
В первые десятилетия существования семинарии нередки были случаи, когда семинаристы, еще не закончившие курс обучения, становились преподавателями низших классов. Так, по данным ведомости 1753 г., в школе богословия преподавал ректор семинарии Иоасаф (Миткевич); в школе философии – префект Парфений (Сопковский); в школе риторики – иеромонах Иерофей (Кримянский); в школе пиитики – Василий Бузановский; в школе грамматики – Михаил Оштинский; в инфиме – Андроник Акацкий; в фаре – Иван Оранский. Таким образом, в грамматических школах преподавали новгородские семинаристы. В 1754 г., по указу Св. Синода, ректор Иоасаф был уволен от преподавания богословия, но оставлен в должности ректора. Школу богословия возглавил Парфений (Сопковский); школу философии – Иерофей (Кримянский); школу риторики – Василий Бузановский; школу пиитики – Стефан Лаговский; синтаксимы – Михаил Оштинский; грамматику – Андроник Акацкий; инфиму – Иван Оранский; фару – Иван Тимофеев; греческую школу – Тимофей Соколовский. Последние пятеро – выпускники семинарии.
В XIX столетии, после реформы духовного образования, определение учителей в семинарию было строго регламентировано. В уставе духовных семинарий 1814 г. было сказано, что «профессоры в семинарию принимаются на вакансии не иначе, как по самому точному рассмотрению знания их и способности». Кандидаты на учительскую должность должны были иметь законченное академическое образование, иметь докторское или магистерское звание. Учителями в семинарии могли быть и светские ученые, но при выборе нескольких кандидатов предпочтение отдавалось лицам духовного звания. Выбор кандидата на учительскую должность осуществляло правление семинарии, а утверждал епархиальный архиерей.
В XIX столетии в семинариях был введен шестилетний курс обучения, разделенный на три двухгодичных отделения, которые по-старинному именовались риторическим, философским и богословским. В семинариях преподавали словесность, гражданскую историю, географию, математику, физику, философию, а из богословских дисциплин – Священное Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю с археологией, древние и новые языки.
Не ранее 3 декабря 1717 г. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 183.…
10 июня 1724 г. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 109. Л.…
9 февраля 1725 г. Архив СПб ИИ РАН. Кол. 115.1.71. Л. 12–12…
Январь 1726 г. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 124. Л. 17–17…
Март. 1726 г. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 124. Л. 44–44…
21 июля 1744 г. ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 101.
23 июля 1744 г. ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 146–147 об.
20 августа 1744 г. ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 178–179 об.
20 августа 1744 г. ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 148–148 об.
11 октября 1744 г. ОПИ НГОМЗ. КП 30056-94/11234. Л. 288
2 ноября 1754 г. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 932. Л.…
Школа богословия. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 929. Л. 2, 7…
7 мая 1755 г. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 966. Л.…
10 декабря 1774 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 46. Д. 141. Л.…
РГИА. Ф. 796. Оп. 46. Д. 141. Л. 484–484 об.
26 мая 1776 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 57. Д. 223. Л.…
26 мая 1776 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 57. Д. 223. Л.…
8 декабря 178 1 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 62. Д. 581.…
РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 88. Л. 5 об.–7.
РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 88. Л. 39–48.
16 декабря 1829 г. ГАПО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 6. Л.…
17 декабря 1829 г. ГАПО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 6. Л.…
18 декабря 1829 г. ГАПО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 7. Л.…
РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 8459. Л. 1 об.–4.
9 сентября 1843 г. РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 1174. Л.…
31.12.1883 г. НГОМЗ. НГМ КП 25982/3071. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр.…
РГИА. Ф. 802. Оп. 15. Д. 543. Л. 1–25 об.
3 июня (21 мая) 1918 г. ГАНО. Ф. Р-265. Оп. 1. Д.…
30 июля 1918 г. ГАНО. Ф. Р-265. Оп. 1. Д. 49. Л.…
30 июля 1918 г. ГАНО. Ф. Р-265. Оп. 1. Д. 49. Л.…